Бизнес – это функционирующее предприятие или компания, которые представляют собою не только совокупность активов, включенных в баланс, но и технологии производства, устоявшиеся связи на рынке, репутацию, слаженный рабочий коллектив и прочие нерегистрируемые активы. На основе такого комплексного подхода к этому понятию и производится оценка бизнеса. Рыночная стоимость бизнеса – это стоимость целостного имущественного комплекса, который может генерировать прибыль для собственников. В таком качестве бизнес выступает объектом гражданских прав, то есть он может быть продан или передан другому лицу или компании, что в свою очередь часто приводит к необходимости оценки бизнеса.
Оценка бизнеса подразумевает проведение организационного, технологического и финансового анализа операционной деятельности компании, а также перспектив ее развития в будущем. В процессе проведения оценочных работ определяется стоимость всех активов компании – основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования) нематериальных активов, складских запасов, активов в денежной форме и в форме ценных бумаг. Помимо этого рассматривается конкурентоспособность компании на рынке, перспективность ее развития, получение текущих и будущих доходов, эффективность работы, а также проводится сравнительный анализ предприятия с подобными компаниями в одной отрасли. Только учитывая все эти факторы в комплексе можно получить реальную рыночную стоимость бизнеса.
Особое значение при оценке бизнеса имеет вид хозяйственной деятельности предприятия. Для промышленных предприятий с «тяжелым балансом» при оценке большее значение имеет стоимость имущественного комплекса. Поэтому оценке необоротных активов и запасов уделяется особое внимание. Оценивается не каждая отдельная вещь (здание, станок, автомобиль), а их совокупность и способность приносить доход. Для оценки предприятий сферы торговли или услуг в большей мере применяется доходный подход, когда стоимость бизнеса оценивается на основании суммы дохода, который он может принести в обозримой перспективе. В этом случае оценивается уровень квалификации персонала и репутация компании.
Для чего нужна оценка бизнеса?
Установление стоимости бизнеса может понадобиться в следующих случаях:
- при планировании покупки либо продажи бизнеса;
- при продаже части имущества компании или продаже части бизнеса;
- при переоценке основных фондов предприятия;
- при установлении налогооблагаемой базы для начисления налога на имущество;
- при ликвидации либо реорганизации предприятия, которые проводятся по добровольному решению собственника или принудительному решению арбитражного суда;
- при оформлении залогового кредитного договора;
- при покупке-продаже акций предприятия;
- в рамках инвестиционного проекта, когда возникает необходимость узнать исходную стоимость бизнеса;
- при передаче бизнеса в аренду для определения ставки арендной платы и возможности выкупа бизнеса в дальнейшем;
- при покупке или продаже долевого вклада в уставном капитале предприятия.
При этом заказчики оценки бизнеса чаще всего преследуют следующие цели:
- покупка или продажа бизнеса на выгодных условиях;
- получение официального документа (отчета об оценке) для подтверждения своих прав в суде;
- определение реальной стоимости имеющихся активов;
- определение размера ущерба, полученного в результате нарушения имущественных прав;
- принятие оптимального решения при выборе стратегии проведения сделки;
- снижение финансового риска при кредитовании.
Необходимые документы
Для проведения оценки бизнеса в оценочную компанию чаще всего необходимо представить следующие документы:
- копии учредительных документов предприятия – свидетельство о регистрации, учредительный договор, устав;
- бизнес-план развития предприятия на ближайшие пять лет;
- организационная структура предприятия и его виды деятельности;
- данные по имеющимся дочерним компаниям и холдингам, а также их финансовая документация;
- копии отчетов о выпуске ценных бумаг и их эмиссии;
- информация о дебиторской задолженности, ее видах и сроках образования, а также данные о сомнительной задолженности;
- копии договоров аренды на недвижимое имущество (при наличии);
- информация о кредиторской задолженности;
- бухгалтерская отчетность за последние пять лет – баланс и отчет о финансовых результатах;
- информация обо всех наличествующих активах;
- ведомость основных фондов;
- заключение аудитора (при недавнем проведении аудиторской проверки);
- инвентарные списки имеющегося на предприятии имущества.
Список документов может быть упрощен либо дополнен в зависимости от сложности объекта оценки.
Методы проведения оценки бизнеса
Для оценки бизнеса используются три основных подхода: доходный, затратный и сравнительный. Доходный подход подразумевает определение ожидаемой прибыли. Чем она будет больше, тем, соответственно, выше стоимость бизнеса. Данный метод используется в случае целесообразности и возможности определения будущих доходов.
Сравнительный подход базируется на сравнительном анализе исследуемого объекта с предприятиями-аналогами. Таким способом можно определить рыночную стоимость бизнеса на текущий момент, но при этом упускается возможность его развития в будущем.
Затратный подход подразумевает определение затрат, понесенных на создание бизнеса. Идеально подходит для вновь открывшихся предприятий. Имеет существенный минус – такой подход не учитывает увеличение прибыли и перспективу роста бизнеса.
Этапы оценки бизнеса
Последовательность процедур по оценке бизнеса выглядит следующим образом:
- сбор информации об исследуемом объекте, проверка достоверности предоставленных данных;
- проведение анализа рынка, поиск аналогичных предприятий и сбор информации по ним;
- произведение расчетов согласно полученным данным;
- анализ полученных результатов;
- составление отчета об оценке бизнеса с указанием методов определения его стоимости.
Эксперты компании ООО «ТВИМС ПРОЕКТ» проведут оценку бизнеса на высоком профессиональном уровне. Составленный отчет об оценке бизнеса поможет при заключении любого вида сделок, а также может использоваться для разрешения имущественных споров в суде.