Самолет, вертолет, винтокрыл, дирижабль, планер, аэростат, автожир, махолет – все это виды воздушных судов. Это довольно дорогостоящие транспортные средства, различные по удельному весу, способу получения подъемной силы, наличию и типу силовой установки. Оценить стоимость таких аппаратов могут лишь высококвалифицированные специалисты-оценщики или компании, которые специализируются на данном виде объектов. Ведь перед началом оценки специалист должен знать не только общие подходы к оценке транспортных средств, но также хорошо разбираться в специфике использования летательных аппаратов, возможных доходах от их эксплуатации, стоимости аналогичных объектов, технических особенностях использования.

    Нужно отметить, что согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ воздушные суда относятся к недвижимому имуществу. Но ввиду конструктивных особенностей и назначения воздушных судов для целей оценки к ним применяются подходы характерные для такой категории объектов оценки как машины и механизмы, транспортные средства.

    Наибольшее распространение в гражданской авиации получили грузовые и пассажирские самолеты. Для авиационных предприятий парк воздушных судов относится к основным фондам и выполняет важнейшую роль в получении доходов. Поэтому оценка самолетов является очень важной при принятии управленческих решений в таких компаниях (покупать ли новое транспортное средство, сдавать ли в аренду, стоит ли дальше эксплуатировать и прочие вопросы). Неправильная оценка одного самолета может привести к многомиллионным убыткам для компании.

    Оценка стоимости воздушных судов имеет также большое значение при страховании авиатранспорта. Ввиду большого экономического значения для предприятия потеря даже одного воздушного судна может привести к серьезным финансовым проблемам. Поэтому все авиакомпании прибегают к услуге КАСКО страхования самолетов. А для того чтобы получить адекватную компенсацию стоимости самолета в случае его утери, нужна оценка воздушных судов.

    Классификация воздушных судов

    На первом этапе оценочных работ необходимо классифицировать воздушное судно, то есть определить, к какому виду оно принадлежит за различными критериями. Классификация воздушных судов подразумевает их разделение по техническим особенностям, методам использования и функциональному назначению.

    По методам использования воздушные суда делятся на:

  • не используемые;
  • используемые в основной либо вспомогательной деятельности организации;
  • используемые в личных целях без получения финансовой выгоды.

    По дальности полета суда делятся на:

  • дальнего полета;
  • среднего полета;
  • ближнего полета.

    По техническому состоянию:

  • в процессе строительства;
  • в эксплуатации;
  • не подлежат ремонту и восстановлению.

    Зависимо от вида двигателя:

  • турбо-винтовые;
  • винтовые;
  • реактивные.

    По целевому назначению:

  • спортивные;
  • грузовые;
  • пассажирские;
  • прогулочные;
  • научно-исследовательские;
  • военные;
  • сельскохозяйственные.

    По типу движения:

  • вертолеты;
  • самолеты.

По своим размерам:

  • объекты большой авиации;
  • объекты малой авиации.

    По принципам действия:

  • аэродинамические – самолеты, планеры, вертолеты, гибридные аппараты и т. д.;
  • аэростатические – дирижабли, аэростаты, стратостаты;
  • ракеты и космические корабли;
  • воздушно-космические самолеты.

    Для чего нужна оценка воздушных судов?

    Независимая оценка воздушных судов нужна в ряде случаев:

  • при заключении сделок купли-продажи;
  • в процессе страхования имущества;
  • при постановке на баланс компании;
  • для получения кредитных средств под залог имущества;
  • при определении арендной платы за пользование имуществом;
  • при реорганизации либо ликвидации предприятия;
  • при внесении в уставный фонд предприятия;
  • при определении таможенной стоимости объекта;
  • при решении имущественных споров в суде;
  • для оптимизации базы налогообложения;
  • при списании с баланса организации;
  • для определения суммы нанесенного ущерба;
  • для привлечения инвесторов;
  • при переоценке имущества.

    Оценка воздушных судов чаще всего подразумевает оценку их рыночной стоимости. Это наиболее актуально для случаев продажи исправного летательного аппарата другой компании. Но для различных целей может возникнуть необходимость в определении других видов стоимостей. Например, для целей использования самолета в качестве залога для кредита устанавливается стоимость самолета в условиях срочной продажи. Останки самолета после авиакатастрофы или судно в технически несправном состоянии, которое нельзя отремонтировать, оцениваются по скраповой стоимости, то есть цене металлолома за вычетом издержек на разборку. В зависимости от применяемых стандартов бухучета много нюансов существует при оценке самолетов с целью их постановки на баланс предприятия или с целью переоценки.

    Необходимые документы и информация

    Перечень документов и информации, необходимых для проведения оценки:

  • наименование объекта, его заводской и бортовой номер;
  • дата изготовления и ввода в эксплуатацию;
  • предприятие-изготовитель;
  • паспортные данные владельца летательного объекта и арендатора (при наличии договора аренды);
  • копии документов, подтверждающих право собственника на владение летательным аппаратом;
  • начальная и остаточная балансовая стоимость объекта;
  • наличие гарантии;
  • местонахождение объекта на момент проведения оценочных работ;
  • расчетный и остаточный ресурс;
  • данные о производимых ремонтных работах;
  • интенсивность и вид эксплуатации воздушного судна;
  • особенности его использования;
  • технические характеристики объекта;
  • эксплуатационные расходы;
  • обслуживание и условия хранения объекта;
  • акт технического состояния на момент осмотра;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • информация об авариях;
  • данные по двигателям.

    Этапы проведения оценки

    Последовательность оценки воздушных судов (самолетов, вертолетов и пр. летательных аппаратов) выглядит следующим образом:

  • поступление в оценочную компанию заявления на проведение оценки, осуждение с заказчиком целей, объема и сроков работы, составление договора;
  • анализ предоставленной заказчиком информации и документации с техническими характеристиками объекта и сведениями о его ремонтах, результатах предыдущих оценок;
  • сбор информации о стоимости аналогичных объектов (если есть данные);
  • осмотр объекта, техническое освидетельствование, составление фотоотчета для последующего анализа;
  • выбор наиболее приемлемых методов оценки;
  • расчет стоимости воздушного судна по различным подходам, определение и обоснование итоговой стоимости;
  • составление отчета об оценке.

    Специалисты компании ООО «ТВИМС-ПРОЕКТ» имеют достаточную квалификацию и опыт, чтобы выполнить оценку самолетов, вертолетов и других воздушных судов. Оценка будет выполнена на высоком профессиональном уровне, и не вызовет никаких нареканий у ваших контрагентов будь то авиакомпании, банковские учреждения или страховые компании.